О подвеске мотоцикла

Пол Тид

Отрегулировать подвески у современного мотоцикла проще, чем отрегулировать супертехнологичное кресло-трансформер так, чтобы в нем было удобно сидеть; причем, когда подвески отрегулированы, ехать на мотоцикле становится так же удобно, как
сидеть в атом самом кресле. Однако чем больше возможностей для регулировки, тем больше шансов, что подвески будут отрегулированы неправильно. Будем иметь это в виду, и прежде чем начать возиться с настройками амортизаторов, разберемся, что и как можно отрегулировать на мотоцикле и как эти изменения отразятся на удобстве езды и его управляемости.

Современные мотоциклы сходят с фабричного конвейера уже совершенно готовыми к эксплуатации: купил, сел и езди себе на здоровье. Многие так и делают. Но здесь есть одно «но»: в отличие, например, от автомобиля, мотоцикл гораздо более чувствителен к изменениям в разновидности и качестве дорожной поверхности, стилю езды или собственной нагрузке. Поэтому, если вы часто ездите с пассажиром или чередуете езду по шоссе с ездой по извилистым глухим проселкам, вам стоит разобраться, как работает подвеска вашего мотоцикла и как отрегулировать ее таким образом, чтобы ездить на нем стало и удобнее, и проще.

У разных мотоциклов возможности регулировки подвески тоже резные. Но, как правило, у всех мотоциклов в верхней части передней вилки имеется регулировочный механизм, позволяющий менять поджатие пружины и отбой амортизатора.

Может показаться, что настройка подвески — сложная наука со всеми этими непонятными словечками (статический прогиб, поджатие амортизатора или отбой) и множеством вариантов настройки, которые сильно влияют друг на друга. Но, к счастью,
стоит лишь «загрузить» в голову несколько базовых понятий, как разобраться в деталях станет гораздо проще. Первое, что нужно сделать, прежде чем приняться за дело, — это внимательно прочитать инструкцию по эксплуатации: там вы узнаете, какого типа подвеска стоит на вашем мотоцикле, что в ней можно отрегулировать и как это сделать. Кроме этой важной информации, вы ознакомитесь еще и с основными терминами, и с самой концепцией настройки подвески, если все же решитесь настраивать ее самостоятельно.

Любая мотоциклетная подвеска состоит из пружины (обычно это винтовая пружина, но бывают и такие, в которых используется сжатый воздух) и амортизатора, обычно жидкостного, который регулирует движение атой пружины. Первый пункт в процессе настройки подвески — это установка преднатяга пружины. От этого будет зависеть ее статический прогиб, то есть то, сколько хода дружине еще останется до того, как она полностью растянется (устанавливается с пилотом «на борту»).

Поджатие пружины на заднем амортизаторе регулируется с помощью специального инструмента, которым подкручивается регулировочное кольцо. Иногда его можно повернуть и обычным тупым зубилом. но делать это нужно осторожно, иначе кольцо можно повредить. Поджатие передней подвески регулируется лодкручиванием ролика или гайки в верхней части передней вилки.

Изменение статического прогиба влияет на управляемость и стабильность мотоцикла. Однако этим вы совершенно никак не сможете повлиять на жесткость самой пружины. А это важный показатель, потому что мотоциклы гораздо более чувствительны к
весу пилота, чем автомобили, так как здесь вес мотоциклиста представляет собой значительную долю от общей массы. Если, установив статический прогиб, вы. слезая с мотоцикла, вдруг замечаете, что он подпрыгивает чуть не до самого верхнего предела подвески, возможно, это знак того, что пружина слишком мягкая. С другой стороны, если пружина сжимается или распрямляется не более чем на 15 мм, значит, она слишком жесткая.

Отрегулировав поджатие пружины и ее статический прогиб соответственно вашему весу и стилю езды, можете приступать к настройке демпфирующих цепей подвески. В мотоциклетных подвесках действуют два типа демпфирования (то есть гашения колебаний): сжатие амортизатора и отбой амортизатора. Первое контролирует движение колеса наверх и помогает преодолевать ухабы и держать нагрузки. Второе же контролирует степень обратного растягивания пружины после ее первоначального сжатия
при переезде через ухабы.

Процесс демпфирования не имеет отношения к жесткости пружины или ее преднатягу — он только контролирует степень ее сжатия и растяжения. Обычно это делается через специальный клапан, который регулирует количество жидкости в подлеске, которое может передаваться из одной камеры резервуара амортизатора в другую.

Если систему демпфирования вашего мотоцикла можно регулировать (такое бывает не всегда), то специальные устройства вы найдете: на заднем амортизаторе — регулятор отбоя обычно располагается в нижней части амортизатора, на его валу, а регулятор сжатия рядом с резервуаром; регулятор отбоя передней подвески находится в верхней части передней вилки ,а передний регулятор сжатия — в нижней ее части.

У задней подвески часто бывает всего один амортизатор, состоящий из жесткой винтовой пружины и прикрепленного к ней резервуара с жидкостью. Сжатие амортизатора регулируется с помощью клапана на этом резервуаре.

Регулирование сжатия амортизатора — это поиск компромисса между состоянием дороги и степенью «приведения» и жесткостью шасси мотоцикла.

Чем жестче настроен амортизатор, тем лучше вы чувствуете дорогу, тем меньше «приседает» мотоцикл и более жестко он едет. Регулирование отбоя амортизатора — это поиск компромисса между сцеплением, удобством езды и контролируемостью мотоцикла. Сцепление и управляемость пострадают при любой крайности (если отбой будет слишком быстрым или слишком медленным), но для большинства мотоциклов управляемость будет ухудшаться если сильно улучшать сцепление. Чем меньше отбой амортизатора, тем, как правило, удобнее подвеска.

Еще раз напоминаем о том, что в деле настройки подвески инструкция по эксплуатации — ваш лучший друг. Ознакомьтесь с рекомендациями лроизводителя по этому вопросу и производите настройку согласно им. Почти всегда — но бывают и исключения — считается, что регулятор находится в «нулевой» позиции, если он повернут до предела (по часовой стрелке). Начинайте с малого: очень часто заметные изменения происходят уже после самого небольшого перемещения в ту или другую сторону.
Но иногда вы можете повернуть регулятор до предела; (особенно это касается регуляторов сжатия амортизатора) и не почувствовать почти никакой разницы. Не меняйте положение сразу нескольких регуляторов за один раз, корректируйте их по оче-
реди — так вы сможете отслеживать изменения и не забудете, с чего начали. И, наконец, не бойтесь пробовать разные варианты настройки. Их огромное множество, но, в принципе, вы не сможете сделать так, что ездить на мотоцикле станет опасно или вообще невозможно. Ктому же вы всегда сможете вернуться к исходному варианту настройки.

И самое последнее: регуляторы не имеют отношения ни к внутренним клапанам. ни к внешним пружинам.

То, что у мотоцикла имеется внешняя система регулировки подвесок, еще не означает, что с ее помощью вы получите самую удобную для вас настройку. Настраивая подвеску определенным образом, производитель соотносил это со множеством других
факторов. Самой удобной настройки можно добиться только внесением изменений в систему внутренних клапанов. Но имейте в виду, что здесь свою роль играют еще и геометрия, и центровка шасси.

Пол Тид, владелец и главный инженер компании «RaceTech» работает инженером-механиком и ездит на мотоциклах, в том числе гоночных, вот уже 41 год. Кроме того, Пол — успешно публикующийся автор и преподаватель; среди механиков, занимающихся подвесками, он давно считается настоящим «профессором»

У этого мотоцикла сжатие амортизатора регулируется с помощью отвертки, которой нужно подкрутить регулятор вверху каждой из передних вилок.

У современных мотоциклов отрегулировать подвеску очень легко. Задний моноамортизатор у этого Suzuki регулируется простым поворотом ролика.



Назад в раздел

Источник: www.vsemoto.ru