«Гироскопическая прецессия» и другие умные слова

Мы постарались объяснить контрруление простыми словами — теперь поговорим об этом, применяя более сложные технические термины, чтобы убедить тех читателей, которые возможно, до сих пор еще не поверили в действенность этого приема. Начнем с такого понятия, как «вращающаяся масса» мотоцикла. Масса вращающихся колес, шин и тормозных роторов испытывает на себе действие силы, которая называется «гироскопическая прецессия»,— это сила, заставляющая переднее колесо поворачивать в направлении наклона мотоцикла. Прецессия — это такое поведение гироскопа, которое заставляет мотоцикл наклониться, когда его оси пытаются повернуть. Прецессию легко продемонстрировать с помощью велосипедного колеса (см. рисунок справа). Возьмите колесо за ось и попросите кого-нибудь его покрутить. удерживая колесо прямо перед собой, поверните его налево, как если бы вы ехали на велосипеде и захотели повернуть в эту сторону. Обратите внимание: колесо при этом стремится наклониться вправо. Экспериментируем дальше: точно так же раскрутите колесо, держа его перед собой, и наклоните, будто бы наклоняетесь
на вираже. Обратите внимание — вращающееся колесо при этом будет стремиться повернуть в ту же сторону. Это два примера гироскопической прецессии в действии. Именно благодаря этой силе велосипеды и мотоциклы стабильны при движении.

Мотоциклетное колесо — это своего рода гироскоп. Когда вы поворачиваете руль влево, гироскопические силы заставляют мотоцикл наклониться и повернуть сначала вправо, чтобы ликвидировать производимое вами действие. Благодаря такому эффекту мотоцикл и сохраняет стабильность в движении.

Колеса у мотоцикла тяжелее, чем у велосипеда, и вращаются они быстрее, поэтому вращательный момент у них тоже сильнее (то есть гироскопический эффект у них выражен сильнее). Чем быстрее вращаются колеса, тем труднее становится повернуть руль и тем больше давления нужно приложить к ручке руля, чтобы наклонить мотоцикл. Когда скорость возрастает, переднее колесо начинает вести себя так, как если бы по обе стороны от него было по две большие пружины, которые стремятся удержать его прямо по центру. Мотогонщики на треке, где скорости гораздо выше обычных, для того, чтобы минимизировать гироскопический момент и заставить руль быстрее реагировать на усилия по управлению, используют легкие колеса и тормозные роторы.

Все описанные здесь рулевые эффекты действуют при любом угле наклона. Создав при помощи контрруления определенный наклон, давление на руль можно ослабить, и передняя вилка (см. рис. 13-1) будет стабилизировать мотоцикл на повороте, потому что вес и центробежная сила при этом будут находиться в равновесии. Это объясняет, почему от длительности рулевого усилия зависит и угол наклона, и радиус поворотной траектории. Интенсивность рулевого усилия контролирует только скорость изменения угла наклона: чем больше вы поворачиваете руль, тем сильнее первоначальная боковая сила действует на переднее колесо и тем быстрее мотоцикл наклоняется в поворот.

Хоть на себя, хоть от себя – это всё контрруление

Не суть важно, толкаете ли вы правую ручку от себя, чтобы инициировать правый наклон, или же тянете на себя левую, чтобы наклониться влево,— и то, и другое есть контрруление. При наличии таких вариантов более естественным будет нажимать на руль с той стороны, в которую вы желаете повернуть. При этом вы почувствуете что мотоцикл словно бы падает на эту сторону. Это очень естественный процесс. Только не «воюйте» с рулем — рука, направляющая движение, должна быть достаточно расслаблена. Так дуга, по которой вы пройдете поворот, будет более ровной, и мотоцикл не будет болтать из стороны в сторону.

Подводя итог, сделаем вывод, что контрруление — это самый эффективный способ вызвать к действию силы, которые будут инициировать наклон мотоцикла и изменять угол наклона. Возможно, пройдет какое-то время, прежде чем вы научитесь применять этот прием четко и осознанно. Стоит потренировать его отдельно на безопасной территории. Разгонитесь до скорости 40 км/ч, стабилизируйте ее на прямой и аккуратно нажмите на правую или левую ручку руля, обращая внимание на производимый этим эффект. После нескольких таких контррулений вы обнаружите, что, в общем-то всегда так и делали. Хорошо овладев этим приемом, вы научитесь более уверенно и с большей безопасностью проходить виражи, быстро и точно менять направление, что, в свою очередь, позволит быстро и безопасно объезжать препятствия, попадающиеся на пути. Контрруление — это главный элемент управления мотоциклом

Мотоциклетное мастерство – это:

  • когда при прохождении поворотов и объезде препятствий вы сознательно применяете контрруление;
  • когда вы представляете себе, что происходит, когда вы толкаете от себя или тянете на себя ручки руля.


Назад в раздел

Источник: www.vsemoto.ru